Эгофутуризм. Творчество Северянина. Анализ стихотворений.
Обзор интернета, оригинал этой страницы:
http://www.licey.net/lit/poet20/futurizm4
Дата добавления: 27.12.2011
Администрация сайта никак не связана с авторами этой страницы и не несёт ответственности за её содержимое.

© Издательство "Лицей"
© Крючков В.П.


Футуризм:
  • Итальянский футуризм.Маринетти: "Манифест о футуризме"


Эгофутуризм. Творчество Северянина. Анализ стихотворений.1

Игорь "Эго" в переводе с лат. - "я". В центре творчества поэта-эгофутуриста - его "я", его личность.

Слава Игоря Северянина, одного из самых популярных поэтов серебряного века, была в свое время "повсеградной" (неологизм Северянина). О его книгах "Громокипящий кубок" (1913), "Златолира" (1914), "Ананасы в шампанском" (1915) и других говорили повсюду. Его выступления в городах России - "поэзоконцерты" (их состоялось около 100 в период с 1913 по 1917 годы) привлекали публику с неизменным успехом.

В истории русской литературы ХХ века есть любопытные факты: в 1918 году в Москве, на поэтическом вечере в Политехническом музее, Игорь , как и должно королю, издает поэтический "Рескрипт короля". Победитель по-королевски щедр и великодушен, он всех прощает и благословляет:



	Отныне плащ мой фиолетов,

	Берета бархат в серебре:

	Я избран королем поэтов

	На зависть нудной мошкаре.

	

	Я так велик и так уверен

	В себе - настолько убежден,

	Что всех прощу и каждой вере

	Отдам почтительно поклон...

	

	...Я избран королем поэтов, -

	Да будет подданным светло! 

	

	1918

О появлении эгофутуризма И. Северянин возвестил в 1911 году, а в январе 1912 года им была разослана в редакции ряда газет его программа "Академия Эго-Поэзии (Вселенский футуризм)", где предтечами эго-футуризма назывались К. Фофанов и М. Лохвицкая, а в качестве теоретических основ провозглашались Интуиция и Эгоизм (Программу подписали И. Северянин"Лозунгами моего эгофутуризма, - писал Северянин в своих воспоминаниях, - были: 1. Душа - единственная сила. 2. Самоутверждение личности. 3. Поиски нового без отвергания старого. 4. Осмысленные неологизмы. 5. Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы. 6. Борьба со "стереотипами" и "заставками". 7. Разнообразие метров"2. Литературная программа группы, как видим, была довольно расплывчатой. Всерьез говорить о литературном течении, возглавляемом И. Северяниным, не приходится. Группа очень быстро распалась. В 1912 году обострилась борьба Северянина и Олимпова за футуристическое первенство, Северянин вышел из группы "Эго", считая "миссию моего Эго-футуризма выполненной": "Я, - год назад, - сказал: "Я буду!" / Год отсверкал, и вот - я есть!"

В чем-то СеверянинСеверянин выступал совместно с кубофутуристами на юге России, приняв участие в так называемой "Олимпиаде футуризма" (1914). Но сотрудничество с кубофутуристами оказалось кратковременным, и в 1914 году с ними разошелся.


		Увертюра

 Бега автомобилей! 

	Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров!

	Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!

	Ананасы в шампанском - это пульс вечеров!

	

	В группе девушек нервных, в остром обществе дамском,

	Я трагедию жизни претворю в грезо-фарс...

	Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

	Из Москвы - в Нагасаки! Из Нью-Йорка - на Марс!

	

	Январь 1915

	Петроград

"осмысленны", изысканно доступны, и ими поэт никогда не злоупотребляет (ср.: ветропросвист, крылолет). О московских футуристах он с неодобрением писал: "...в своем словотворчестве они достигали зачастую полнейшей нелепости и безвкусицы, в борьбе с канонами эстетики употребляли отвратные и просто неприличные выраженья". Своеобразный шик северянинской поэзии придавали неологизмы с иностранными корнями и суффиксами, чарующие своей экстравагантностью, увлекающие в изысканно-экзотический мир:


		Кензель

	В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом

	По аллее олуненной Вы проходите морево...

	Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева.

	А дорожка песочная от листвы разузорена -

	

	Точно лапы паучные, точно мех ягуаровый.

	Для утонченной женщины ночь всегда новобрачная...

	Упоенье любовное Вам судьбой предназначено...

	В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом -

	

	Вы такая эстетная, Вы такая изящная...

	Но кого же в любовники! И найдется ли пара Вам?

	Ножки плэдом закутайте дорогим ягуаровым,

	И, садясь комфортабельно в ландолете бензиновом,

	Жизнь доверьте Вы мальчику, в макинтоше резиновом,

	И закройте глаза ему Вашим платьем жасминовым -

	Шумным платьем муаровым, шумным платьем муаровым!..

	

	1911

"Эпилог" (своеобразная "желтая кофта" Северянина):

Игорь-"Я буду!"

	Год отсверкал, и вот - я есть!

	Среди друзей я зрел Иуду,

	Но не его отверг, а - месть...

	

	Нас стало четверо, но сила

	Моя, единая, росла.

	Она поддержки не просила

	И не мужала от числа...

	

	1912

"В блесткой тьме":

 мотив.

	

	Каждая строчка - пощечина. Голос мой - сплошь издевательство.

	Рифмы слагаются в кукиши. Кажет язык ассонанс.

	Я презираю вас пламенно, тусклые ваши сиятельства,

	И, презирая, рассчитываю на мировой резонанс!

	

	Блесткая аудитория, блеском ты зло отуманена!

	Скрыт от тебя, недостойная, будущего горизонт!

	Тусклые ваши сиятельства! Во времена Северянина

	Следует знать, что за Пушкиным были и Блок и Бальмонт. 

	

	1913

Однако Игорь Северянин"cбросить Пушкина с корабля современности". Он считал, что и Пушкина, и Блока надо знать даже "во времена Северянина"3.

Критика, и это стало общим местом, отмечала манерность, будуарность поэзии Игоря Северянина, ее ресторанный характер и пошловатую изысканность, салонный дендизм и экстравагантность. Отсутствии "темы" в поэзии И. Северянина тревожило А. Блока: "Куда пойдет он, еще нельзя сказать, что с ним стрясется: у него нет темы. Храни его бог".

Может быть, упреки современников Северянину были и небезосновательными: стихам Северянина свойственны и некоторая манерность, и будуарность, и дендизм. Все это было. Например, его знаменитая "поэма-миньонет" "Это было у моря":

 мило;

	Королева просила перерезать гранат;

	И дала половину, и пажа истомила,

	И пажа полюбила, вся в мотивах сонат.

	

	А потом отдавалась, отдавалась грозово,

	До восхода рабыней проспала госпожа...

	Это было у моря, где волна бирюзова,

	Где ажурная пена и соната пажа.

	

	Февраль 1910

У И. Северянина были страстные почитатели (еще более страстные почитательницы), были и те, кто не принимал его стихов, создавал на них пародии. На стихотворение "Это было у моря..." замечательную пародию, абсолютно точно передающую ритм и интонацию северянинского стиха, написал современник И. Северянина поэт А. Ширяевец:


	

"О, клянусь, буду ваша!

	И клянусь, что мамаша моя очень добра!"

	

	Но причем здесь мамаша? - Я промолвил бледнея.

	Ах, нельзя ль без мамаши - я поэт и эстет!

	Но ответила Глаша: "Без мамаши не смею.

	Буду ваша с мамашей, без мамаши же - нет!"

	

	И ушла не простившись, не доев простокваши,

	И меня до рассвета угнетала хандра.

	Я хотел по декрету, без попов, без мамаши.

	Так расстался я с Глашей. Это было вчера. 

	

	1918

самоиронии умного поэта. Северянин сам называл свою славу "двусмысленной", сожалел, что в его стихах часто видели не то, что ему хотелось. В стихотворении "Двусмысленная слава" он писал:



	Во мне выискивали пошлость,

	Из виду упустив одно:

	Ведь кто живописует площадь,

	Тот пишет кистью площадной.

Да, часто в своих стихах говорил языком салонной публики, но это не означает, что то был язык самого поэта, что это его - поэта - голос. По крайней мере, его "единственный" голос. Здесь будет уместной аналогия с героями рассказов М. Зощенко и самим Зощенко, которых современная писателю критика не желала разграничивать. Суть же поэзии И. Северянина в другом - в тончайшем лиризме, в изысканной элегантности, в изумительном чувстве ритма и в том, что вообще трудно определимо, поскольку речь идет о Поэзии. Как бы критики ни относились к пресловутым "Ананасам в шампанском!", как бы над ними ни иронизировали, забыть сразу, не почувствовать обаяния этого стихотворения невозможно. От него нельзя отмахнуться. Лирика Северянина не обременена морализированием, она далека от философских прозрений. Ну что ж, зато Северянин - тончайший лирик, изумительно чувствующий Природу, Красоту, душу человеческую в многообразных ее проявлениях и переживаниях.

В 1918 году в стихотворении "Интродукция" И. Северянин



	Я - соловей: я без тенденций

	И без особой глубины...

	Но будь то старцы иль младенцы, -

	Поймут меня, певца весны.

	

	Я - соловей, я - сероптичка4 из ветвей!

	

	Я - соловей, и, кроме песен,

	Нет пользы от меня иной.

	Я так бессмысленно чудесен,

	Что Смысл склонился предо мной!

	

	Март 1918

	Тойла

И. Северянин известен и как автор негромких щемящих строк о России, о своей судьбе. После революции оказался в Эстонии, где и прожил до своей смерти в 1941 году. "Я не эмигрант и не беженец. Я просто дачник", - говорил о себе И. Северянин "Классические розы":

	В сердцах людей, прозрачны и ясны,

	Как хороши, как свежи были розы

	Моей любви, и славы, и весны!

	

	Прошли лета, и всюду льются слезы...

	Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране...

	Как хороши, как свежи были розы

	Воспоминаний о минувшем дне!

	

	Но дни идут - уже стихают грозы.

	Вернуться в дом Россия ищет троп...

	Как хороши, как свежи будут розы,

	Моей страной мне брошенные в гроб!

	

	1925


Футуризм:
  • Итальянский футуризм.Маринетти: "Манифест о футуризме"
  • Футуризм в русском изобразительном искусстве начала 20в.

Символизм, акмеизм, концептуализм (соцарт)...


© 2000- NIV