Северянин // Литературная энциклопедия. Т. 10. - 1937
Обзор интернета, оригинал этой страницы:
http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/lea/lea...
Дата добавления: 21.08.2013
Администрация сайта никак не связана с авторами этой страницы и не несёт ответственности за её содержимое.

598

Игорь Игоря Васильевича Лотарева

был популярнейшим поэтом мещанства, провозгласившего его «королем поэтов». Первый сб. стихов С. «Громокипящий кубок» [1913-1914] за один год разошелся в 5 изд., произведя фурор в аполитично настроенных буржуазных кругах.

Однако это не обозначает у С. призыва к углублению в себя. Он провозглашает лишь принцип «изящного» прожигания жизни с «куртизанками».

599

 п.

Эгоцентрический примитивизм С. обусловил его тематический круг. В стихах С. нет проблем, нет оригинальных мыслей. С. напевно твердит о нежно-грустной любви пажа к королеве, о томлении неразделенной страсти и жестокости разлуки. Для эмоционального строя стихов С. характерен «салонный» элегизм вокруг любовных тем применительно к запросам сытого мещанина.

Языковое новаторство С. имело чисто эстетские цели и исчерпывалось установкой на салонную «оригинальную красивость» («вуалить, офлерить, офиалить, весениться, ореолочно» и т. д.).

Объявляя себя эгофутуристом, С. однако ни формально ни идейно не имел ничего общего с основным, богемно-бунтарским руслом русского футуризма. Порожденная реакцией после революции 1905, поэзия С. культивирует и освящает общественную пассивность, убаюкивая сладкими мотивами романсов. Страстно борясь с поэзией Северянина, Маяковский писал о ней: «У нее много поклонников, она великолепна для тех, чей круг желаний не выходит из пределов «пройтиться по Морской с шатенками». Войну 1914 С. встретил ура-патриотическими стихами («И я, ваш нежный, ваш единственный, я поведу вас на Берлин» и др.). На Октябрьскую революцию С. откликнулся «позой скорбного утешения» и упованиями на реставрацию старого. В 1920 появилась его «поэза отчаянья». Последние сб. стихов С., изданные за границей, являются пустыми беспомощными бледными перепевами первого десятилетия его поэтической деятельности.

Библиография: Сологуба, изд. «Гриф», М., 1913; То же, изд. В. Пашуканис, М., 1918; кн. II. Златолира, изд. «Гриф», М., 1914; То же, изд. «Земля», П., 1918; кн. III. Ананасы в шампанском, изд. «Наши дни», М., 1915; кн. IV. Victoria regia, изд. то же, М., 1915; кн. V. Поэзоантракт, изд. то же, М., 1915 (3-е, П., 1918-1919); кн. VI. Тост безответный, М., 1916; Мимозы льна. Поэзоальманах, П., 1916; Поэзоконцерт. Избр. поэзы для публичного чтения, М., 1918; За струнной изгородью. Избр. поэзы, М., 1918, и ряд изданий за границей.

II. Тальников  6; Садовский  А., Фазы И. Северянина, «Русские записки», 1915, № 5; Чуковский К., Футуристы, П., 1922; С., Записки стихотворца, кн. II, М., 1923.

III. Владиславлев  В., Русские писатели, изд. 4, М. - Л., 1924; Его же I, М. - Л., 1928.

И. Ермаков

© 2000- NIV