• Приглашаем посетить наш сайт
    Дружинин (druzhinin.lit-info.ru)
  • Ходан М.: Лексико-семантические средства выражения авторской экспрессии в поэтическом языке Игоря Северянина
    Выводы (глава 1)

    Выводы

    Суммируя вышесказанное, отметим, что при рассмотрении понятия экспрессивности мы исходим из теоретических положений, выдвинутых в работах отечественных и зарубежных лингвистов: В. В. Виноградова, Е. М. Галкиной-Федорук, Е. М. Вольф, Н. А. Лукьяновой, В. И. Шаховского, И. В. Арнольд, К. Бюлера, Р. Якобсона, Ш. Балли, Я. Мукаржовского и др.

    На основании анализа лингвистических источников в главе 1 данного исследования мы предполагаем определить экспрессивность как такое свойство текста или части текста, которое передает смысл с увеличенной интенсивностью, выражая внутреннее состояние говорящего, и имеет своим результатом эмоциональное или логическое усиление, которое может быть, а может и не быть образным (И. В. Арнольд).

    Экспрессивность поэтической речи понимается нами в контексте эмоционально-оценочной целостности, поскольку исследование протекает в рамках языка поэтического, где предметом изображения становятся подчас чувства, переживания, ощущения лирического героя; это позволяет говорить о субъективности поэтического пространства художника слова.

    Принимаются во внимание терминологические уточнения относительно содержания понятий эмоциональности (понимается как психологическая характеристика личности, состояния, качеств и уровня её эмоциональной сферы) и эмотивности 1. Но поскольку объектом лингвистического изучения подчас становятся языковые факты лирики И. Северянина, мы допускаем в аналитическом контексте использование понятия эмоциональности.

    Также следует иметь в виду, что выражение авторской экспрессии опирается как на средства системной экспрессивности, так и контекстуальной. Намеренное использование определенных языковых средств для усиления выразительности обусловлено их наличием в языке. В общем, любая языковая единица потенциально экспрессивна, однако проявление экспрессии возможно лишь в соответствующем контексте, что оказывается тесно связанным с явлением семантического осложнения.

    Для семантически осложненного слова в художественном пространстве характерно совмещение значений, формирующее тот эффект «смысловой емкости» (Д. Н. Шмелев), который постоянно обращает на себя внимание исследователей языка художественной литературы. И в этом аспекте наше исследование будет протекать вполне в русле лингвистических исследований языка художественной литературы.

    — С. 184—186.

    Раздел сайта: