• Приглашаем посетить наш сайт
    Станюкович (stanyukovich.lit-info.ru)
  • Ходан М.: Лексико-семантические средства выражения авторской экспрессии в поэтическом языке Игоря Северянина
    3. 2. 6. Культонимы

    3.2.6. Культонимы

    Известно, что особый класс номинаций составляют теонимы — имена божеств1: Будда, Перун, Ярила; примыкают имена: пророк Магомет (Магомед, Мухаммед).

    Отметим также теонимы, восходящие к славянской мифологии и демонологии: Водяной, Железняк-трава, Купала, Морена, Перун (2), Ярила. Вспомним начало стихотворения «Светосон», посвященного девушкам местечка Тойла:

    Отдайте вечность за мгновенье,
    Когда в нем вечности покой!..
    На дне морском — страна Забвенья,
    В ней повелитель — Водяной.

    ТБ. С. 80.

    Водяного можно считать «одним из главных персонажей славянской демонологии, «хозяином» рек, озер, болот, других водоемов (...). В основе представлений восточных славян о водяном лежит древний культ воды, вера в её особенную силу, в таинственные её возможности.

    Обитает «хозяин» на дне водоемов, обычно в омутах и под мельницами, где быстрина мутит воду»2. Северянинский Водяной вполне соответствует представлениям простых крестьян о неведомой и нечистой силе:

    Лишь Водяной поднимет коготь,
    Залентят нимфы хоровод
    И так лукаво станут трогать
    И щекотать просонок вод.

    ТБ. С. 80.

    Обращает на себя внимание и другой персонаж славянской мифологии — Купала.

    «Праздник Ивана Купалы (Иванов день) приходился на 24 июня (по старому стилю) — день солнцеворота, «макушку» лета, время пышного цветения растительности и торжества плодоносящей земли (...). Ночь на Купалу была посвящена культу растений. Считалось, что многие травы проявляют свои чудесные — магические, целебные свойства именно в эту ночь.

    В купальском обряде роль мифологического обрядового существа играло дерево — его специально срубали накануне, украшали венками и цветами. Называли его Мореной, иногда — Купалой»3.

    В стихотворении, посвященном А. К. Толстому, поэт упоминает имена известных славянских божеств:

    Языческие времена Днепра,
    Обряд жрецов Перуну и Яриле,
    Воспламенив, поэта покорили,
    Как и Ивана Грозного пора.

    Алексей К. Толстой, ТБ. С. 390.

    Как известно, «Перуна не без оснований считают главным божеством языческого пантеона восточных славян (...). Перун — это прежде всего бог грозы (грома). В весенней грозе древний человек усматривал животворящий источник обновления земли, природы, отсюда — отсюда первостепенная роль Перуна»4. Если в приведенном выше стихотворном фрагменте имя славянского божества употребляется в прямом значении, то в другом отрывке представлен вариант метафоризации:

    Вскрутите восторгов волшебные руны,
    Со льдом раскаленным бокалы!
    И вспыхнут в крови огневые Перуны,
    Когда испарятся бокалы!..

    Почти газелла, ТБ. С. 91.

    Широко известен был на Руси языческой и Ярила — бог весны, который «воплощал её плодоносные силы, приносил её с собою, от него зависел и её своевременный приход, и осуществление надежд крестьянина5».

    В языке поэзии И. Северянина представлены достаточно широко культонимы (культовые имена) — духовные понятия христианства (монотеизм6).

    — Антихрист (8 текстовых употреблений);
    — Бог // Боже (90 текстовых употреблений), Божество, Божий;
    — Богомать, Божья Матерь, Дева-Мать (3 употребления);
    — Голгофа (4 употребления);
    — Господь (19 текстовых употреблений);
    — Демон (6 текстовых употреблений);
    — Дух Святой / Светлый (7 употреблений);
    — Евангелие (3 текстовых употребления);
    — Иуда (2 текстовых употребления);
    — Каин (2 употребления);
    — Крест;
    — Мадонна (3);
    — Небо / Небесный;
    — Пасха (2 текстовых употребления);
    — Рай (3 текстовых употребления);
    — Рождество (3 текстовых употребления);
    — Христос (32 текстовых употребления);
    — Эдем (4 употребления).

    Помимо перечисленных выше примеров в текстах также однократно встречаются слова: Благодать, Грех, праздник Воздвиженья, Завет, Заря Воскреса, Крест, Мессия, пророк Илья, Сатана, Святитель, Содом, Спаситель, Творец, Троица, день Успения, Черт. Употребление теонимов и культонимов можно представить в виде таблицы:

    Дохристианские именования 6 единиц Христианские именования 41 единица Нехристианские именования 2 единицы
    41 единица Будда
    Именования, связанные с низшей славянской мифологией:

    Водяной, Железняк-трава, Купала, Морена

    207 употреблений Магомет

    Наиболее частотными в употреблении оказались слова: Бог // Боже (90), Иисус Христос (32), Господь (19). Важно заметить, что христианские именования реализуются в поэтическом языке И. Северянина в единстве противопоставлений:

    О, Бог и Черт! Из вас ведь каждый прав!
    Вы — символы предмирного контраста!
    (...)
    И в ком вас одинаково, тот благ:
    Тот знает страсть, блаженство и страданья,

    И тот велик, как чародей, как маг!

    Гений Лохвицкой, ТБ. С. 274.

    В явном преобладании культонимов «светлого» наполнения видится особый смысл духовной стороны поэтики Игоря Северянина, вспомним «Пасхальный гимн»:

    Христос Воскресе! Христос Воскресе!
    — глуше, чем спит скала...
    Поют Победу в огне экспрессий,
    Поют Бессмертье колокола.
    Светло целуйте уста друга другу,
    — сегодня Крез...

    Христос Воскресе! Христос Воскрес!

    Пасхальный гимн, 1910, ТБ. С. 24.

    И тем понятнее становится то смятенное состояние духа, что испытал поэт в эпоху бурных перемен, низложения тех устоев, в которых он была воспитан:

    Мы призраками дуализма

    Что даже солнечная призма
    Таит грозящий нам недуг.

    Грядет Антихрист? не Христос ли?
    Иль оба вместе? раньше — кто?

    Иль погрузимся мы в ничто?

    Конечное ничто, 1918, ТБ. С. 229.

    Безусловно, духовный кризис, который переживал поэт на фоне исторических перемен, потребовал поиска и переосмысления тех истоков духовного, что лежали в плоскости художественного творчества. И в этой связи нельзя недооценить роли слов-символов, всегда присутствующих в поэтике И. Северянина, которая видится как целостный художественный мир, являющийся в индивидуально-языковом своеобразии.

    Примечания

    — С. 54.

    2. Путилов Б. Н. Древняя Русь в лицах: боги, герои, люди. С-Пб., 2001, С. 35—36.

    3. Путилов Б. Н. Древняя Русь в лицах: боги, герои, люди. С-Пб., 2001, С. 41—45.

    4. Путилов Б. Н. Древняя Русь в лицах: боги, герои, люди. С-Пб., 2001, С. 13—15.

    5. Путилов Б. Н. Древняя Русь в лицах: боги, герои, люди. С-Пб., 2001. — С. 21.

    — С. 289.

    Раздел сайта: