• Приглашаем посетить наш сайт
    Бестужев-Марлинский (bestuzhev-marlinskiy.lit-info.ru)
  • Письма из Парижа

    Письма из Парижа 

    Первое письмо

    Живет по-прежнему Париж,
    Грассирующий и нарядный,
    Где если и не «угоришь»,
    То, против воли, воспаришь
    Душою, даже безотрадной.
    Буквально все как до войны,
    И charme все тот же в эксцессере;
    На карточках запретных серий,
    Как прежде, женщины стройны, —
    Стройней «натур», по крайней мере…
    И в «Призраках» его разнес
    Тургенев все-таки напрасно:
    Здесь некрасивое прекрасно,
    И ценны бриллианты слез,
    И на Монмартре Аполлон —
    Абориген и завсегдатай.
    Жив «Современный Вавилон»,
    Чуть не разрушенный когда-то…
    Там к Наслажденью семафор

    И лириков король, Поль Фор,
    Мечтает о волне соленой,
    Усевшись в цепком кабаке,
    Тонущем в крепком табаке,
    Где аргентинское танго
    Танцует родина Пого.
    Столица мира! Город-царь!
    Душа, исполненная транса!
    Ты положила на алтарь
    Гражданство Анатоля Франса.

    Вчера в Jardin des Tuileries
    Я пробродил до повечерья:
    С ума сводящая esprits,
    И paradis, и просто перья…
    Кабриолеты, тильбюри,
    «Бери авто и тюль бери,
    И то, что в тюле»… Я пари
    Держу: так все живут в Paris.
    Однако бросим каламбур,
    Хотя он здесь вполне уместен.
    О, как пьянительно-прелестен

    Люблю бродить по Lauriston
    (Поблизости от Трокадэро),
    Вдоль Сены, лентящейся серо,
    К Согласья площади. Тритон
    И нимфы там взнесли дельфинов,
    Что мечут за струей струю.
    Египет знойный свой покинув,
    Спит обелиск в чужом краю.

    Чаруен Тюльерийский сад,
    Где солнце плещется по лицам,
    Где все Людовиком-Филиппом
    До сей поры полно. Грустят
    Там нифы темные, и фавны
    Полустрашны, палузабавны.
    Деревья в кадках, как шары
    Зеленокудрые. Боскеты
    Геометричны. И ракеты
    Фраз, смеха и «в любовь игры»!
    О, флирт, забава парижанок,
    Ты жив, куда ни посмотри!
    В соединении с causerie —

    Стою часами у витрин.
    Чего здесь нет! — и ананасы,
    И персики, и литры вин,
    Сыры, духи, табак. Для кассы
    Большой соблазн и явный вред,
    Но неизвестен здесь запрет.
    Притом, заметьте, скромность цен:
    Дороже лишь в четыре раза,
    Чем до войны. И эта фраза
    Мне мелодична, как «Кармен».
    Здесь, кстати, все, что ни спроси
    Из музыки, к твоим услугам,
    И снова музыкальным плугом
    Вспахал мне сердце Дебюсси…
    А «Клеопатра», Жюль Масснэ?
    «Манон», «Таис», «Иродиада»?
    По этим партитурам рада
    Душа проделать petite tournee
    (Тут мне припомнился Кюи,
    Масснэ «расслабленным Чайковским»
    Назвавший. С мнением «таковским»

    На всем незримое клеймо:
    «Здесь жизнь — как пламя, а не жижа».

    — Я лишь пересказал письмо,
    Полученное из Парижа. 

    Второе письмо

    На ваш вопрос: «Какие здесь
    Заметны новые теченья?»,
    Отвечу: как и прежде, смесь
    Ума с налетом поглупенья.
    Apollinaire, Salmon, Sendras —
    Вот три светила футуризма!
    Второе имя — слов игра! —
    Нас вводит в стадию «рыбизма»,
    Иначе — просто немоты:
    Для уха нашего беззвучно
    Их «нео-творчество»; докучно
    Оно, как символ тошноты.
    А «дадаизм», последний крик
    Литературной ложной моды.
    Дегенератные уроды
    Изображают крайний сдвиг
    «Ambassa deurs»
    Актер, игравший дадаиста,
    Кричал: «Да-да!» — по-русски чисто —
    Дадаистический пример!..

    От пышного «Folies-bergeres»
    До «Noctambules», мирка студентов,
    Их пародируют. Одни
    Они — объект экспериментов
    Неисчерпаемый. Они —
    Великовозрастные дурни.
    В салоне, в парковой тени
    И в подозрительной «амурне»
    Они завязли на зубах…
    Ошеломляющая «слава»
    Дегенератов (тлен и прах!)
    Плывет, как восковая пава…
    Исканье — вечный идеал
    Художника. Но эти «томы» —
    Весьма плачевные симптомы.
    Теперь, когда весь мир устал
    От шестилетней гнусной бойни,
    От глупых деяний и слов,

    И побросать «хвосты ослов!»

    Уже в прославленном кафе
    Среди Латинского квартала
    Моя знакомая встречала
    Тонущего в своей строфе,
    (А может статься — и в софе,
    Как в алькермессе!..) солнцепевца,
    Решившего покушать хлебца
    Французского. Итак, Бальмонт
    Вошел под кровлю «La Rotonde»,
    Где не бывал шесть лет. За эти
    Лета немало перемен,
    Но он все так же вдохновен
    И непосредственен, как дети.
    Литературно обрусел
    Париж достаточно. На кейфе
    Живет в Contrexevill'e Тэффи,

    Сменил на вкус бордоских вин
    «Денатуратный дух Расеи»,
    Вотще свой огород посеяв,
    — Куприн,
    «Последних новостей»!..
    И, как ее ни ороси я,
    Суха грядущая Россия
    Для офранцуженных гостей…

    В Париже — полу-Петербург,
    «грыжа»,
    Болезнь России, для Парижа, —
    Заметил друг словесных пург,
    Который брови вдруг насупил, —
    Как для купчих московских — жупел.

    Наш русский человек «осупил»,
    Что льется изо ртов рекой
    Она обратно… Для француза
    Эстета до мозга костей,

    Избегших «грыжи», — вроде груза
    На модном галстуке. Но он,
    Француз, любезен и лощен:
    Ведь узы прежнего союза

    — умолкни спор!

    1920

    Разделы сайта: